Батумский вариант хозрасчета

Своеобразный вариант хозрасчета выбрал для себя коллектив Базы технического обслуживания флота (БТОФ) Грузинского пароходства. С 1 января 1990 г. ремонтники перешли на арендный подряд, но без платы за наем используемых производственных фондов. Эту необычную ситуацию согласилась прокомментировать руководитель группы планирования и нормирования БТОФ А. Базилевская.

— Закон о госпредприятии мы не нарушаем, — рассказала она, — ибо в нем есть специальный пункт «по договору сторон». Что это значит, по правде сказать, до конца мы так и не поняли. Тем не менее в порядке эксперимента заключили с пароходством договор сроком на один год, а там видно будет. Почему без арендной платы? Да потому, что она грабительская в прямом смысле слова. Закон устанавливает ее взимание с первоначальной стоимости основных производственных фондов. Но это же абсурд — имеющиеся у нас станки и машины в основном себя уже окупили. Кстати, и пароходство платит за суда по их первоначальной стоимости, что по сути представляет собой аренду у государства. Но ведь и суда стареют, плата же остается неизменной.

А теперь о том, почему мы перешли на арендный подряд... Ну, во-первых, он дает нам больше самостоятельности в кадровых вопросах, а во-вторых, — в оплате труда. При аренде разрешается выплачивать премии до 75% единого фонда оплаты труда, что является мощным стимулом для наших работников.

Конечно, пошли мы на внутрихозяйственную аренду не от хорошей жизни. Из-за отсутствия нефтепродуктов в Батумский порт танкеры заходят все реже. Сухогрузы же его не посещают. Поэтому нашим ремонтникам в поисках работы приходится ездить по всему Черноморскому бассейну, что создает большие трудности — ведь госзаказ мы обязаны выполнять все же на своих судах.

В 1989 году у нас были рейсовые бригады и береговые подразделения (всего 400 человек). Для всех действовала повременно-премиальная система оплаты труда. Это привело к тому, что средний заработок нашего рабочего стал одним из самых низких в отрасли. Теперь же, после перехода на аренду, рейсовые бригады полностью закреплены за судами и вышли из БТОФ. В нашем ведении осталось только береговое обслуживание. Соответственно изменилась и система оплаты. Сейчас у оставшейся половины работников она сдельная. Они получают также премии, которые начисляются с учетом коэффициента трудового вклада каждого из них. За этим строго следит сама бригада.

Надо сказать, что аренду коллектив воспринял весьма одобрительно. Все рабочие трудятся с большим энтузиазмом и если не обманутся в ожиданиях, то отдача будет немалая. Для координации действий, осуществления расчетов и планирования мы установили ЭВМ, программу для которой разработал ЮжНИИМФ. Вообще научная организация труда в наших замыслах занимает ведущее место. В ее внедрении помогают все службы пароходства, особенно отделы труда и заработной платы, валютно-финансовый, планово-экономический и другие.

— Несмотря на то, что год мы начали удачно, трудностей хватает, — продолжил разговор начальник БТОФ В. Парцвания. — Уже в прошлом году резко ухудшилось материально-техническое обеспечение работ, в частности, заявки Грузинского пароходства на профильный металл, трубы были удовлетворены всего на 60%. В этом же году, ожидается ухудшение ситуации: фонды есть, а металла нет. Бонусы и быстрый вывод выигрыша только на ggbetting.ru .