Корпоративные Информационные Системы (КИС)

Здесь речь пойдет о Корпоративных Информационных Системах (КИС) для тех, кто не собирается ими заниматься. Помните, где-то выше я писал, что не надо бояться начинать делать работу, в которой Вы ничего не понимаете? Все, что будет сказано мною ниже – полностью согласуется с этой фразой. Для КИС я сторонний наблюдатель. Нет ни серьезности опыта, ни системности образования. Поэтому к тому, что будет сказано ниже, стоит относиться с еще большей осторожностью, чем к тому, что написано выше. Но для ковчега может пригодиться. Не всем же пальцы веером растопыривать…

Если Вы все еще со мной, попробуйте читать дальше.

ГИС как инструмент помогает решать определенный класс задач, и в непосредственной близости от таких задач оказываются задачи, которые ГИС решить не может. Это те задачи, которые решаются средствами систем управления базами данных (СУБД). Корпоративные системы – это и есть наиболее "навороченные" базы данных. И если мы хотим решать с помощью ГИС востребованные в экономике задачи, то нам необходимо подумать и о том, что такое корпоративные системы.

Задача любой корпоративной системы – снизить издержки работы за счет наведения порядка в том, с чем до этого работали на бумаге, ускорить доступ к информации, автоматизировать проведение расчетов, которые на компьютере производятся, естественно, быстрее и с меньшей вероятностью возникновения ошибки, чем на бумаге. И все это для более эффективного управления. Помните такое словечко "АСУ"? Это наше, хорошо забытое из той же области. Автоматизация работ, в общем…

В основе такой системы лежит, как правило, реляционная БД, ее модель данных содержит те таблицы, которые нужным образом нужны для нужных данных. То есть для тех данных, которые подлежат учету, и работу с которыми решили автоматизировать.

Начинается построение корпоративной системы с изучения того, что делает организация, систематизации и документирования последовательности выполнения ею работы. Ключевая фраза для понимания технологии такого действа – "моделирование бизнес-процессов". Наведение порядка в деятельности организации и приведет к пониманию того, какие таблицы "нужным образом нужны для нужных данных" О моделировании бизнес-процессов мы постараемся поговорить в другой заметке, а эта будет посвящена взгляду на КИС с позиций СУБД для понимания того, как могут соотноситься ГИС и КИС.

В нашем примере с родниками модель данных включала две таблицы, здесь их будет гораздо больше и вряд ли среди них будет таблица "родники". Считать надо, как Вы понимаете, прежде всего, другое. Если мы с Вами вместе подумаем о том, какие таблицы должны быть в корпоративной системе, то решим, что модель данных корпоративной информационной системы предприятия должна включать таблицы для учета финансов, готовой продукции, сырья, персонала, оборудования, поставщиков, клиентов и многие другие. Естественно, что в организациях из разных отраслей народного хозяйства и вид моделей данных будет разный. Представьте работу горнорудной компании и стоматологической клиники.

Поскольку задачи у разных организаций разные, это предопределило некую классификацию корпоративных систем. Одни из них рассчитаны на управление производственными запасами, другие на более широкое управление производством чего-либо, третьи на то, чтобы "окучивать клиента". Первые называются MRP (Material Requirement Planning), вторые – ERP (Enterprise Resourse Planning), третьи – CRM (Custom Relationship Management). Есть некоторые разновидности имеющейся аббревиатуры MRP, и, наверное, есть или скоро появятся иные аббревиатуры, которые расширят спектр типов корпоративных систем за счет дополнительной специализации. Новая специализация будет вынесена на флаг нового товара, но как бы там ни было, очевидно, что стоящие за этими аббревиатурами модели данных – фундамент системы, будут иметь и очень сходные части. И там и там, вероятно, будут таблицы для ведения бухгалтерии, учета персонала, сырья, заказчиков, поставщиков и другого.

Существует еще и классификация по иному принципу: одни системы для не очень больших организаций, другие для очень больших. Между этими крайностями есть несколько промежуточных вариантов. Для небольших организаций предлагается много систем, для больших – меньше, и у всех у них разные конкурентные преимущества, позиции на рынке, амбиции и так далее. Вряд ли для нас будет благодарной задачей разобраться во всем этом ворохе "лучших решений для…". Оценить степень сходства и различия моделей данных разных систем, их интерфейсов и прочего – это удел специалистов по КИС, хотя, насколько я замечал, каждого из них, как правило, хватает на одну-две системы. Это те системы, которые в рамках конкретной организации считаются наиболее перспективными для продажи в том сегменте рынка, где специалисты трудятся на чье-то благо. В других системах, в таком случае, изучаются только недостатки. (Как Вы думаете почему?) Наверное, для объективности. Все это похоже и на ситуацию с ГИС и на множество других ситуаций.

Есть такое понятие "лоскутная автоматизация". Само слово "лоскутная" в данном контексте несет в нашу эпоху негативный оттенок, предполагая что-то неполноценное, убогое и ущербное. Например, бухгалтерия у предприятия может вестись в одной системе, склад в другой, кадры в третьей, а учет смены шпал в тоннеле на бетоне в четвертой. В общем, у каждого подразделения своя система.

Сначала появляются системы в наиболее ответственных, сложных или, быть может, легко автоматизируемых местах (бухгалтерия, склад, кадры). Потом может начаться их слияние в одну систему, полностью на базе отдельного программного пакета или с помощью какой-нибудь интегрирующей системы, которая помогает навести порядок в нескольких разных. Представьте организацию, у которой несколько филиалов. В каждом своя система учета клиентов. Как получить информацию о том, сколько кто купил парусины у организации в целом? Для этого можно сделать общий классификатор (список) для используемых данных (предприятий и видов парусины) и описать, как с ним соотносятся частные классификаторы разных подразделений. Далее останется в запросе для интересующего подсчета использовать единый классификатор для всех подразделений. Идея проста.

Будут ли эти "лоскутные" системы сливаться в одну – зависит от разных факторов, но все они, в широком смысле, имеют ресурсную природу: хватит ли людей, денег, оборудования, внимания к теме у тех, кто этими ресурсами распоряжается, пресловутой политической воли, наконец. Один из таких возможных "лоскутов" – Ваша ГИС. К тому и разговор.

Я думаю, что понятие "лоскут" возникло как элемент черного PR’а: "Ну, Вы сами посмотрите, это же типичная лоскутная автоматизация! Вам просто необходимо ставить полноценную корпоративную информационную систему, разумеется, лучше нашу CRM". По мне "лоскутность" – это этап естественной эволюции в области автоматизации, который для отдельных предприятий может долго оказываться более "энергетически выгодным". Если же более выгодным окажется переход к какой-либо КИС, то слияние информационных массивов отдельных подразделений ("лоскутов", то бишь) в единую модель данных единой КИС и разработка общего интерфейса – это закономерный переход на новый уровень. Своевременность такого перехода – вопрос индивидуальный.

Очевидно, что с корпоративной системой работает множество людей, потому она так и называется – "корпоративная". У каждого есть свой доступ к своему набору таблиц. Понятно также, что и интерфейс для работы у каждой группы или сотрудника будет свой. Точнее, по-хорошему, не для сотрудника, а для определенной должности. (Сотрудник может уйти, а должность останется. Исполнение обязанностей по отношению работы с системой можно передать другому сотруднику, а когда придет новый, вернуть обязанности на прежнее место.) Одни подразделения занимаются вводом информации, другие – проверкой, третьи – анализом. Все это в итоге для сакраментального принятия решений, разумеется. Навести порядок, помимо модели данных и самих данных, еще и в правах доступа к информации и настройке интерфейса – это основная задача инженерного этапа, при внедрении КИС, причем, как рассказывают специалисты из этой области, данная задача не самая сложная.

Вам, коллега, наверное, давно пришел в голову вопрос: "К чему все это? Где связь с тематикой ГИС?". Дело в том, что я не рассматриваю ГИС как самодостаточную технологию, даже если она и является основной для решения некоторых задач. Например, при работе с крупными массивами специализированных картографических данных и, прежде всего, топографических и геологических карт. Именно в этих отраслях геоинформационные технологии наиболее активно внедрялись на Руси в конце XX века. Но даже и для этой ситуации, я полагаю, что в перспективе многие ГИС постепенно должны составить часть КИС. Этакую некую отдельную, но неразрывно связанную с КИС общность. Такая общность будет состоять из модели данных, интерфейса, "примочек" для обработки информации и пр. Помните родники из нашего примера, когда всю информацию из атрибутивной таблицы мы перенесли в базу данных, а для ГИС оставили пространственную обработку данных, хранящихся в этой базе? Таким образом, неразрывность эта должна быть осуществлена, прежде всего, на уровне модели данных, а также последовательности того, что люди делают на работе. Последнее принято называть бизнес-процессами, но об этом мы поговорим в другой заметке.

Для того чтобы понять, как соотносятся ГИС и КИС с позиций инженерного уровня, нам и пришлось столько времени уделить модели данных. Я полагаю, что, прочувствовав, что такое модель данных, точнее единая для всех Ваших данных модель, Вам будет гораздо легче обозревать всю информацию, с которой Вы работаете. Уделите этому время. Это, пожалуй, важнее, чем читать эти строки.

Рассуждения о КИС и ГИС еще важны и потому, что всегда полезно подумать о будущей судьбе Вашего ковчега: станут ли его доски палубой "Титаника"? Является ли Ваша ГИС самодостаточной системой или это, все же, в обозримом будущем "лоскут" для корпоративной информационной системы? Почему одни "лоскуты" сливаются с другими, а другие нет?

Система будет расти и укрупняться до тех пор, пока затраты на системных администраторов, администраторов базы данных, администраторов самих данных и др. не превысят выгоду от того, что данные не дублируются, быстро извлекаются, востребованы для принятия решений и т.п. Как только стоимость эксплуатации системы превысит экономию от ее использования, она начнет распадаться на отдельные части: одна будет для бухгалтерии, другая для склада и т.д. Это, конечно, упрощенные рассуждения, но все они к тому, что прежде чем интегрировать ГИС в корпоративную систему, следует оценить перспективы "совместной жизни", чтобы избежать мучительного "развода" после изнуряющей "свадьбы".

В заключение напомню, с чего начал: не стоит сильно брать в расчет все рассуждения, приведенные выше о корпоративных системах: это, строго говоря, не моя тема. Можно сказать, что это заметки о том, как видится КИС со стороны наблюдателя с инженерным опытом из области ГИС, не более. Образно говоря, хотелось, сидя под большим кустом ГИС, увидеть, какой лес растет вокруг нашего куста и сколь гармонична перспектива считать наш куст частью общего леса. Заходи на goxbet casino и забирай свои победы!