О факторах разрушения рынка

Распад рынка выражает прежде всего подавленную гиперинфляцию, которая приобретает форму гипердефицита товаров. Как известно, оценка неудовлетворенного спроса на потребительском рынке порядка 200 млрд. руб. относится к числу минимальных, при том, что годовой объем розничного товарооборота и платных услуг населению составляет около 500 млрд. руб. Глобальное превышение спроса над предложением «подстегивается» также огромным дефицитом государственного бюджета.



Наряду с давлением неотоваренного спроса разрушение рынка обусловливают и многие другие факторы: агония административно-командной системы управления; глубокие диспропорции в народном хозяйстве; вступление в фазу, когда старый экономический механизм уже ослаблен и во многом перестает действовать, а новый еще не начал работать (развал хозяйственных связей в этом отношении особенно показателен) ; обострение политической борьбы и политические столкновения, в том числе забастовки, межнациональные конфликты; деятельность мафиозных группировок. Эти причины относятся, видимо, к числу основных.



Думается, что критическая ситуация, в которой оказалась наша экономика, позволяет сделать вывод, от понимания и оценки которого в существенной мере зависит развитие нашей страны. Если у нас происходит распад потребительского рынка, то путь постепенных реформ уже неосуществим, поскольку процессы распада нарастают кумулятивно. На первый план выдвигаются неотложные радикальные меры по прекращению этих процессов, то есть по скорейшей стабилизации экономики.



Понять необходимость таких мер легче, чем осуществить их. Тем более что разрушение рынка неизбежно вызывает недовольство и протесты трудящихся и мощное общественное движение за обеспечение социальной защиты от стихийных рыночных сил. Стабилизация же может стать достаточно болезненной для широких слоев общества. Поэтому велико искушение попытаться свернуть и в сложившихся условиях на путь постепенных мер, отодвинув сроки реального достижения стабилизации. Такое впечатление остается, в частности, от первоначальной программы перехода к рынку, вынесенной на обсуждение Верховного Совета СССР в первой половине 1990 г. На ней был предложен широкий круг мер по развитию рыночных отношений, в том числе предусматривалось компенсируемое в значительной части повышение цен, чтобы улучшить эквивалентность обмена при сохранении в основном их централизованного утверждения. Однако вопрос о сроках стабилизации оставался открытым.



Последствия такого подхода можно предвидеть, опираясь на уже имеющуюся практику. Об этом дает представление опыт так называемого второго этапа реформы в Польше, осуществленного в 1988 г. Топовое mega vulkan casino дарит бонус каждому.