О заинтересованности военной бюрократии в хаосе в вооружённых силах

«Однозначно» определяя военные потребности, военная бюрократия не забывает и о себе. Например, по некоторым сообщениям в прессе, высшее руководство МО СССР в настоящее время развернуло в Подмосковье строительство 4 дач, стоимость каждой из которых 647 тыс. руб.

Материальные условия военного управления не позволяют поддерживать в армии естественный обмен деятельностью между отдельными звеньями, людьми — он все больше заменяется бюрократическими контактами: предписаниями, приказами и т. д. Военная бюрократия объективно заинтересована в хаосе: отсутствие порядка требует его наведения, дает право вмешиваться и опять сохранять все в стадии полураспада, придавая процессу черты традиции. Такое воспроизводство — центральная функция военной бюрократии, предопределяющая расширение ее структуры. На определенной стадии структура отрицает свое начало — государство в качестве собственника. А так как собственность не может быть без отношения по меньшей мере двух субъектов собственности, военная бюрократия из субъекта управленческо-канцелярского превращается в субъект экономический: «наводит порядок», распределяет ресурсы, регламентирует деятельность, оценивает и перемещает кадры. Сверхцентрализованное управление выдается за глубинную суть отношений, что тиражирует монополистические стереотипы военно-хозяйственной деятельности.

Военная экономика в итоге опирается на систему отношений, рассчитанную на массовый стандартный спрос, не обеспечивающую сбалансированности и приоритета качественных факторов продукции. Армия не может «отказаться» брать плохое или лишнее оружие от промышленности: останется без любого. Монополизм оборонного сектора экономики, таким образом, становится одной из основ бюрократических извращений, и прежде всего в подгонке организационно-штатной структуры ВС СССР под технические характеристики устаревших вооружений. Экономические отношения по линии «промышленность — армия» и иерархо-бюрократическая структура ВС СССР — две стороны медали.

Секрет всякой бюрократической организации — в источниках и системе ее финансирования. Централизованная и фиксированная оплата воинского труда не оставляет других стимулов, кроме стимула выполнения волевых решений командира, — подсистема страха компенсирует фактор безработицы. Такие «тяжести и лишения воинской службы» приводят к довольно быстрому и неадекватному физическому износу и интеллектуальному окостенению военнослужащих. Поэтому «ранняя» пенсия военнослужащих может рассматриваться не как возврат накопленных взносов в пенсионный фонд, а как своего рода плата за воздержание от оплачиваемого труда. Уже здесь можно видеть элементы бюрократической несправедливости: младших офицеров увольняют в 40 лет, старших — в 45—50, а для отдельных категорий высшего командования организован пожизненный «отстойник» — институт генеральных инспекторов МО СССР. Одно из самых популярных казино в сети на сегодняшний день тут .