Одно из замечательных событий прошлого лета

Международный фестиваль фольклора. В Москву съехалось около двух тысяч советских народных музыкантов, певцов, танцоров, мастеров и более полутысячи гостей из двадцати одной страны мира: Великобритании, Греции, Китая, США, Франции... Теперь этот праздник фольклора станет традиционным; решено устраивать его раз в два года поочередно в столицах союзных республик. И на этом празднике предлагается выбрать себе справку об обучения в вузе, и Купить справку об обучении, и с праздника вы уедете со справкой об обучении в вузе!

Конфолан, или Немного истории.

Есть во Франции малоизвестный у нас городок Конфолан, который имеет тем не менее прямое отношение к московскому фестивалю. Здесь в 1970 году представители одиннадцати стран учредили Международный совет организации фольклорных фестивалей (в русской транскрипции — КИОФФ). Ныне КИОФФ объединяет уже сорок восемь стран, и под его эгидой проводится ббльшая часть всех фольклорных фестивалей — около ста пятидесяти. Да простит мне читатель цифровое изобилие: оно необходимо, чтобы показать авторитетность этой международной организации. а значит, весомость и солидность нашего фестиваля, проведенного Советским комитетом КИОФФ, который создан в 1980 году. Его возглавил народный артист СССР, Герой Социалистического Труда И. А. Моисеев.

Особенно активизировалась деятельность комитета в последние годы. Фольклор становится одним из важнейших путей международного культурного обмена. Возможно, он самый короткий, ибо есть ли путь от души к душе более прямой, чем тот, что проложен народной мудростью (слово «фольклор» в переводе с французского — «народная мудрость»)?

«Мир возвращается к простоте и специфической красоте народного искусства, — гласит один из документов КИОФФ, — Человек, уставший от однообразного и унифицированного ритма современной жизни, находит в самобытности фольклора традиции, преемственность и отличие своей культуры от других культур». Добавим к этому: показ ценностей своей культуры другим народам вызывает ту самую гордость. которая питает наши патриотические чувства.

Москва, улица Горького

...По главной московской улице двигалось нечто экзотическое — словно хвост Жар-птицы, сверкающий и переливающийся всеми красками под лучами августовского солнца. Это было грандиозное шествие всех участников фестиваля, как бы живая афиша праздника.

Сколько неожиданного могли увидеть зрители! Китайские танцовщицы в розовом шелке и с веерами, будто сошедшие со старинных ваз. Настоящие индейцы в головных уборах из перьев, столь любезных мальчишеским сердцам всех стран. Испанские кабальеро с гитарами. Миниатюрные, похожие на фарфоровые статуэтки вьетнамки в конических шляпах из рисовой соломки. Потомки легендарного полководца древности Александра Македонского -жители Македонии, одной из земель Югославии...

А какие звуки сопровождали это шествие! Оглушительно ревели узбекские кар-наи — длинные коленчатые трубы, когда-то помогавшие глашатаям созывать народ на празднества. Пронзительными голосами отвечали им армянские зурны, про которых говорят, что они в некоторых случаях могут пробудить и заснувших вечным сном! Бухал эстонский барабан, звенела кавказская гармошка, веселились молдавские скрипки. В эти звуки вплетались голоса жителей липецких, костромских, архангельских. воронежских сел...

Зрелище разворачивалось, будто гигантская многоплановая фреска. И все становились едины в своем восторге: маленькие и взрослые, специалисты, занимающиеся фольклором, и те, кто пришел сюда, что называется, поглазеть. За каждой из картин, составляющих эту гигантскую фреску, — история народа, особенности его культуры, быта, целый мир со своим, уже утраченным нами восприятием реальности, забытой верой в магическую силу искусства...