Внешнеэкономические связи и экспорт рабочей силы

В последнее время активно обсуждается и такое направление, как экспорт рабочей силы. До сих пор этот вид экспорта нашей страной не использовался. В основном специалисты и рабочие направлялись за границу в соответствии с межгосударственными соглашениями для строительства различных объектов в развивающихся странах. Одно из решающих преимуществ нашей рабочей силы — ее дешевизна. Когда будут приияты соответствующие законодательные акты, экспорт рабочей силы станет для нас реальностью. Уже сейчас представители западных научно-исследовательских центров начинают присматриваться к нашим студентам и аспирантам, пока с целью обучения в этих центрах. В посольствах некоторых промышленно развитых капиталистических стран, которые уже начали давать разрешение на въезд наших соотечественников, преимущество отдается молодым высококвалифицированным рабочим, а также тем, чьи профессии связаны с тяжелыми условиями труда.



«Стратегия внешнеэкономических связей» не содержала радикальных изменений и была построена по логике устаревших, традиционных схем, которые и прежде применялись при разработке подобных документов. Ну, а могло ли быть иначе, коль скоро преобразования во внешнеэкономической сфере по времени опередили переход к кардинальной реформе в народном хозяйстве страны в целом?



У нас долгое время считалось, что внешнеэкономические связи страны представляют собой относительно самостоятельную область экономических отношений. Такой взгляд на вещи, заметим, является своеобразным следствием принципа государственной монополии внешней торговли. Поэтому предполагалось, что достаточно будет провести некоторое усовершенствование действующего хозяйственного механизма внешнеэкономической деятельности и проблемы ускоренного развития и диверсификации экспортного потенциала разрешится сама собой. Практические же меры продемонстрировали приверженность стереотипам экономического мышления — намеченные преобразования базировались на идеях, высказанных еще 20—25 лет назад, то есть во время экономической реформы второй половины 60-х годов. В то время были расширены права отраслевых и союзно-республиканских министерств в управлении внешнеэкономическими связями, было принято постановление о развитии в промышленности специальных экспортных производств (цехов и участков).



* * *



Ключевой проблемой в новом хозяйственном механизме внешнеэкономической деятельности является достижение конвертируемости советского рубля, либерализация валютно-финансовой и банковско-кредитной системы. Главное препятствие здесь — тщательно охраняемая монополия Минфина СССР и Внешэкономбанка, отвечающих за валютное регулирование в стране. Задачей этих органов по-прежнему являются тотальный сбор валютных средств предприятий и их централизованное перераспределение. Однако валютные средства должны оставаться у тех, кто их заработал, а взаимоотношения с государством в целом, республикой и местными органами власти должны строиться на принципах валютного налогообложения. Только большие выигрыши и щедрые бонусы ждут тебя на melbetts1.ru .