Экономика знаний. Как система образования меняется в цифровую эпоху

0
352

В Москве завершила работу Глобальная конференция по новым образовательным технологиям #EdCrunch-2019.

На целых два дня она собрала на одной площадке более трехсот отечественных и зарубежных экспертов, представителей ведомств-регуляторов, крупного бизнеса, ректоров вузов, разработчиков EdTech-решений, а также несколько тысяч преподавателей, педагогов, методистов и просто тех, кому интересны тренды и успешные кейсы современного образования. Тема этого года — «Редизайн образования — от человеческого капитала к человеческому потенциалу». Проводилась конференция при поддержке Минобрнауки России в рамках реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ».

Статья по теме

На языке детей. Информационные технологии в московских школах уже привычны

Информационные технологии, ставшие поистине сквозными, играют все более значимую роль во всех отраслях промышленности и в сфере услуг. Изменения, происходящие в экономике, неизбежно вызывают цепочку реформ в системе подготовки кадров, а значит, заставляют систему образования трансформироваться. Несмотря на то, что она сохраняет свои традиционные контуры, новые образовательные подходы и инструменты, основанные на цифровых технологиях, получают все большее распространение, а значит, требуют анализа и оценки со стороны экспертного и образовательного сообщества.

«Нам очень важно понять, насколько „цифра“ изменит всю технологию образования, насколько она повлияет на тот трансфер знаний, который мы обеспечиваем в системе образования на всех уровнях. Насколько преподаватель сможет использовать массив существующих информационных систем для передачи знаний, компетенций, навыков и квалификаций, причем, с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Мы понимаем, что запрос на образование стал персонифицированным, и это требует от нас совершенно иных подходов и решений», — подчеркнула в своем выступлении на конференции заместитель министра науки и высшего образования Марина Боровская.

В первую очередь речь идет об изменении самого отношения людей к получению новых знаний и навыков. Перемены, происходящие буквально на глазах, стремительно меняют конъюнктуру рынка труда, исчезает целый пласт традиционных профессий, а диплом, полученный сегодня, вовсе не гарантирует, что специалист останется востребованным завтра. То есть качественное образование не ограничивается формальными рамками, оно требует постоянных усилий по актуализации знаний, обучения в течение всей жизни. На первый план выходят вопросы мотивации, необходимость научить школьников и студентов в первую очередь учиться.

«Главный вызов, стоящий перед университетами, — это то, как идет учебный процесс, как он влияет на качество итогового образовательного результата. Ключевой вопрос эффективности наших усилий — это повышение мотивации студентов и преподавателей. Образование сегодня получает доступ к огромному количеству технологий, которые позволяют оценивать эффективность каждой индивидуальной образовательной траектории», — отметил спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, отвечая на вопросы журналистов в ходе пресс-конференции «„Цифровой университет“: кадры для технологического прорыва«, состоявшейся в первый день #EdCrunch-2019.

Целью трансформации образования, по мнению спикеров конференции, является именно раскрытие потенциала каждого обучающегося с использованием инструментов анализа его «цифрового следа», позволяющих оценить, какими компетенциями, склонностями и талантами человек уже обладает, какое направление развития — индивидуальную образовательную траекторию — ему необходимо выстроить.

Ведущие вузы страны уже сегодня активно работают над практической реализацией такого подхода.

Вопрос-ответ

Какие российские вузы вошли во всемирный рейтинг университетов?

«Перед университетами стоит непростая задача: создать условия для выстраивания индивидуальной траектории развития каждого обучающегося. С каждым годом ощущаем все большую поддержку со стороны преподавателей и бизнес-сообщества. Вместе с нашими работодателями мы создаём новые образовательные программы, проводим постоянный аудит реализуемых, обновляя их в соответствии с меняющимися запросами рынка труда. Это позволяет нашим студентам получать те знания и компетенции, которые не потеряют своей актуальности к моменту окончания университета», — отметила Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС», университета, который вот уже шестой год подряд организует конференцию #EdCrunch

Большое значение в деле цифровой трансформации образования, в первую очередь профессионального, высшего и дополнительного, приобретает формирование системы профессиональной подготовки преподавателей на местах. По словам председателя Координационного совета Региональных центров компетенций в области онлайн-образования, — сети, созданной на базе 10 ведущих университетов страны в рамках приоритетного проекта «СЦОС в РФ» — проректора ПГТУ Александра Волкова, за три года работы центры подготовили более 10 тысяч преподавателей, а опыт, накопленный сотрудниками центров, — успешный и показательный кейс. 

Как отметил врио директора Департамента информационных технологий в сфере науки и высшего образования Минобрнауки России Антоний Швиндт, региональные центры должны выполнять роль своеобразных точек доступа, их задача — не только распространять новые знания и компетенции, но и служить каналом вертикальной и горизонтальной связи образовательного сообщества России.

Весь мир и Россия в частности вступают в новую технологическую эру, основой которой является экономика знаний, а значит, именно доступность, эффективность и качество образования будут определять, насколько успешно ответит страна на вызовы времени.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here