Не успели озвучить эти данные, как в либеральных кругах в России и за рубежом стали звучать предостережения, что свободе и независимости французских верующих угрожает нахождение в юрисдикции Русской Церкви.
14 сентября 2019 года архиепископ Иоанн (Реннето), возглавляющий Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции, направил патриарху Московскому и всея Руси Кириллу обращение. В нем он сообщил о том, что в ходе внеочередного собрания архиепископии большинство голосующих, клирики и миряне, «высказались в поддержку проекта канонического присоединения к Московскому патриархату, разработанного на заседаниях совместной комиссии», которая работала на протяжении 2019 года. В том же письме он просил принять его вместе с общинами, соответствующими большинству голосовавших на собрании, в каноническое общение и единство с Московским патриархатом. В тот же день архиепископ Иоанн опубликовал обращение, в котором обосновал своё решение тем, что устав архиепископии регулирует такие вопросы, как финансы, избрание епископов, общие собрания, но не вопросы пастырского служения и канонического покровительства: «Мы не можем дать юридический ответ на пастырский вопрос».
Казалось бы, где Франция, а где мы, но тем не менее российские либеральные круги, ассоциированные с частным ресурсом «Правмир», организовали подписание открытого письма священников по поводу фигурантов так называемого «московского дела».
Данное обращение имеет одной из целей попытку продемонстрировать якобы некие нарушения прав человека в России.
А также, в случае наказания Священноначалием проголосовавших священников (которые формально нарушили требования Основ социальной концепции Русской Церкви), — раскрытие «репрессивной природы» Священноначалия Русской Церкви. Очевидно, по замыслу организаторов, это движение должно торпедировать процесс присоединения и вызвать страх у тех приходов архиепископии, которые планируют перейти в юрисдискцию Московского патриархата.
Уместно вспомнить историю вопроса.
В марте 1921 года временное управление русскими церквями в Западной Европе соединенным присутствием Священного синода и Высшего Церковного совета было поручено преосвященному архиепископу Евлогию (Георгиевскому).
В силу исторических обстоятельств в 1931 году приходы, возглавляемые митрополитом Евлогием, были приняты на временной основе в юрисдикцию Константинопольского патриархата в качестве экзархата. Часть прихожан не согласилась с таким решением, заявила о своей верности Московскому патриархату и основала в Париже приход в честь Трех святителей. Впоследствии к этому приходу присоединились и другие. Позднее на базе этих приходов была образована Корсунская епархия Русской православной церкви.
В послании к пастве в феврале 1931 года митрополит Евлогий писал: «Когда восстановится общепризнанная центральная церковная власть и нормальные условия жизни Русской православной церкви, мы вновь вернемся к прежнему положению… Вступая на этот путь, мы, конечно, не отрываемся, не откалываемся от Матери Русской Церкви. Мы… не прекращаем с ней нашего единения… Это лишь временный перерыв официальных административных сношений».
Кто главнее в православном мире — Константинополь или Москва?
Подробнее
29 августа 1945 года митрополит Евлогий и два его викария — архиепископ Владимир и епископ Иоанн — обратились к святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с письмом следующего содержания: «Сыновне просим, покрыв любовью наше разобщение с Матерью Русской православной церковью, принять нас с нашими приходами под Вашу отеческую руку в каноническое объединение со всей Русской православной церковью». В тот же день иерархи подписали вместе с пребывавшим в Париже митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) и сопровождавшими его священниками акт, в котором подтверждалось, что митрополит Николай «совершил каноническое воссоединение с Матерью Русской православной церковью, по общепринятому церковному чину, Высокопреосвященнейшего митрополита Евлогия и его викариев».
7 сентября 1945 года последовало постановление Священного синода: «Возблагодарив Господа Бога, считать митрополита Евлогия и его викариев — архиепископа Владимира и епископа Иоанна — со всеми 75 приходами воссоединенными с матерью-Церковью и принятыми в юрисдикцию Московской патриархии и сохранить на будущее время Экзархат западноевропейских церквей в существующих его границах во главе с митрополитом Евлогием как экзархом Московской патриархии на основаниях, изложенных в соответствующем Положении об управлении этими церквами».
Вскоре после кончины митрополита Евлогия 8 августа 1946 года значительная часть его клира и паствы приняла решение вновь вернуться в состав Константинопольского патриархата под руководством архиепископа (впоследствии митрополита) Владимира (Тихоницкого).
Приходы пребывали с временным перерывом в подчинении Константинопольскому патриархату до 2018 года под разными наименованиями, наиболее известное из которых — Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции.
27 ноября 2018 года Синод Константинопольского патриархата принял решение о роспуске архиепископии.
14 сентября 2019 года Священный синод Русской православной церкви, учитывая стремление архиерея, большинства клира и мирян Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции к восстановлению единства с Русской православной церковью, признавая в этом достойное и правомерное завершение преодоления церковных разделений за рубежом, порожденных революцией и Гражданской войной, принял архиепископа Иоанна (Реннето) в юрисдикцию Московского патриархата (а также всех желающих того клириков, находящихся под его руководством, и приходы, которые выразят такое волеизъявление).
Каноническая форма их организации будет определяться исходя из исторически сложившихся особенностей епархиального и приходского управления, а также богослужебных и пастырских традиций, установленных митрополитом Евлогием с учетом условий существования возглавляемого им церковного удела в Западной Европе.
И если большинство нормальных людей в стране приветствуют это воссоединение с братьями во Христе, то либералы, которым дай только волю поискать в каждом хорошем деле червоточину, пытаются развернуть антинародную и антицерковную кампанию.