На днях родителям одного из омских лицеев сообщили, что отныне их дети будут сидеть за одной партой… втроем — из-за нехватки учителей и кабинетов. Всем несогласным было предложено забирать документы и убираться восвояси, в другие школы.
Алексей Меринов. Свежие картинки в нашем инстаграм
Вопрос только — куда? Ведь практически все средние учебные заведения катастрофически переполнены — не только в Омске, но и в большинстве регионов России. И, несмотря на елейные обещания чиновников, из года в год ситуация меняется лишь в худшую сторону.
В Иркутской области дети учатся в коридорах и подсобках, в Перми не хватает мест в школе более чем для 30 тысяч детей, в Ленинградской области переделывают под учебные кабинеты зоны рекреации… А уж третьей сменой или классами на сорок учеников в наше время кого-то удивить вообще сложно.
Политика «оптимизации», реализуемая властями в последние годы, привела к тому, что при ежегодном увеличении числа школьников (в связи с высокой рождаемостью 2007–2015 годов) количество школ неуклонно сокращается. В первую очередь под нож попадают сельские малокомплектные учебные заведения, учеников которых сгоняют в крупные комплексы районных центров. Злополучное подушевое финансирование заставило директоров брать в школу как можно больше учеников — независимо от того, на какое количество детей в реальности рассчитано здание.
Похоже, именно под данную политику несколько лет были переписаны и соответствующие СанПиНы, которые запрещали набирать в класс более 25 «душ». Сейчас эта норма зависит от «кубатуры помещения», то есть в актовый зал, к примеру, можно посадить хоть класс на 100 учеников и обучать там детей по всем предметам. Хотя в большинстве случаев на ограничения и вовсе плюют, и в кабинет, кубатура которого позволяет принять 16–18 школьников, их запихивают по 30–40.
Последствием катастрофической переполненности школ является не только низкое качество образования, но и проблема с безопасностью детей. Постоянная давка в раздевалках и коридорах, очереди в столовой, из-за которых многие ребята не успевают поесть или пропускают по 15–20 минут от урока… Более того — из-за «плотности населения» любая инфекция теперь моментально косит добрую половину учащихся, а серьезные увечья на переменах — с переломами и черепно-мозговыми травмами — случаются в переполненных школах с пугающей регулярностью.
Чтобы понять и прочувствовать, куда мы ежедневно отправляем собственных детей, достаточно зайти на перемене в любой из этих образовательных «ульев» — неважно, хоть в Санкт-Петербурге, хоть в Якутии. И станет понятно, почему, согласно последним опросам, более половины школьных учителей планируют в ближайшее время сменить профессию. А ведь уже сейчас в большинстве школ страны наблюдается серьезная нехватка педагогов. И бегут учителя из учебных заведений не только из-за низких зарплат, но и от того, что не могут долго выдержать работу в подобных условиях.
В результате Россия сегодня по качеству среднего образования все больше отстает от развитых стран, где давно поняли, что нормально обучать школьников необходимо в небольших группах, применяя пресловутый индивидуальный подход. Международное тестирование школьников PISA показывало, что ученики российских школ не входят даже в двадцатку лучших стран ни по одной дисциплине.
Из года в год чиновники обещают нам, что ситуация скоро исправится, но на деле становится только хуже. И совершенно неудивительно, что в стране резко растет количество родителей, предпочитающих учить своих детей на дому, собственными силами. Кстати, до 2012 года такие папы и мамы получали за это денежную компенсацию — ведь на обучение каждого ребенка выделяются деньги из бюджета. Однако в данный момент в большинстве регионов выплаты «семейникам» заморожены. Может, все-таки чиновникам стоит задуматься о возвращении подобной платы — гладишь, и качество образования повысится, и детям не придется ютиться втроем за двухместной партой…