Миссия университетов меняется на глазах. Еще недавно цитадель высшего образования и вузовской науки представляла собой замкнутый мир. Однако сегодня сфера интересов ведущих представителей университетского сообщества стремительно расширяется. О том, могут ли совместно готовить специалистов МГИМО и Минсельхоз России, а также что культура дает дипломатии и почему Институт международных отношений решил заняться общим образованием и создать среднюю школу, «МК» рассказала проректор МГИМО, основатель Фонда «Экономическое развитие высшей школы» Наталия КУЗЬМИНА.
фото: Геннадий Черкасов
— Наталия Борисовна, не так давно в МГИМО торжественно открыли памятник великому русскому писателю Льву Толстому. Для многих это стало полной неожиданностью. Каких еще новшеств можно ждать от вуза?
— Главный акцент МГИМО — международный — открывает нам доступ к самым передовым мировым практикам. Вот мы и стремимся использовать лучшие из них для дальнейшего развития и своего вуза, и нашего высшего образования, и всей страны в целом. К примеру, недавно мы начали подготовку сельхозатташе. Да-да, именно так! Вот вы упомянули об открытии памятника Толстому. Но ведь культура — это тоже дипломатия, ибо она способствует сближению стран и является «мягкой силой», расширяющей возможности России на мировой арене. В полной мере это относится и к подготовке специалистов нового качества, с той лишь разницей, что одновременно этим путем решаются и экономические задачи. Так, наши совместные программы с Минсельхозом России: по подготовке специалистов, вооружение этих специалистов новыми компетенциями — позволяют России активнее продвигать свою продукцию в другие страны. А продвижение Россией своих интересов в мире через взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами — и есть задача, к выполнению которой МГИМО готовит своих студентов. Вот только начинать эту подготовку сейчас надо со школы. Так и возникла у нас идея создать Школу-лабораторию «Новый взгляд» — образовательный центр с полным набором классов с 1-го по 11-й.
— Почему вдруг МГИМО озаботился созданием средней школы?
— 26 сентября, в день открытия памятника Толстому, ректор МГИМО подписал меморандум о создании Образовательного центра Школа-лаборатория «Новый взгляд». Шли мы к этой идее давно, так как давно ощущали: многие российские школы не успевают за темпами современного мира, а в итоге их выпускники не готовы войти в образовательную систему вузов. Пришла пора выстроить вертикальную систему, не разделяющую, а объединяющую секторы среднего и высшего образования. Наша школа — первый шаг на этом пути, и если он окажется удачным, мы будем этот опыт распространять.
— Кто будет учить в новой школе детей: школьные учителя или преподаватели МГИМО?
— Естественно, школьные учителя. А вот их переподготовкой займется и МГИМО в том числе: наши ресурсы позволят сделать это по самым передовым современным мировым стандартам. Конечно, классическое отечественное среднее образование всегда было одним из лучших в мире. Но жизнь не стоит на месте, и сегодняшние школьники должны развиваться по индивидуальной образовательной траектории.
— Будет ли в школе МГИМО внешнеполитическая специализация?
— Сегодня внешняя политическая и экономическая составляющие необходимы для всех сфер нашей жизни. Да и Россия — часть единого мира. Так что компетенции, которые получат наши ребята, при желании облегчат им поступление в том числе и в наш вуз. Но цели ввести узкую внешнеполитическую специализацию мы перед собой не ставим. Наша задача шире — всемерно развивать таланты детей, сделать нашу модель образования человекоцентричной. Ну а дальнейшие жизненные пути наши дети впоследствии смогут выбрать любые.
— Будет ли набор в школу конкурсным?
— Порядок приема еще не утвержден. Мы хотели бы брать всех, но если спрос превысит имеющиеся у нас 600–650 мест, видимо, придется вводить конкурс. Его условия мы определим, но школа в любом случае не будет ни коммерческой, ни узкопрофильной.
— Какую главную цель ставит перед собой школа?
— Выровнять образовательные возможности детей! Одна из составляющих счастья, как известно, — удовольствие от своего труда. Мы хотим видеть наших ребят преуспевающими и счастливыми, а для этого должны помочь им определиться с выбором будущих профессий. Каких именно — неважно: главное, чтобы каждый состоялся в профессии, с которой он связал свое будущее. И еще одно. Мы считаем своей миссией вырастить не просто специалистов, а созидателей. И создание этой школы — первая ласточка нового тренда участия вузов в общем образовании и построения системы непрерывного образования.