В Общественной палате завершился финальный тур конкурса «Учитель года России-2019». Пятеро лучших учителей страны прочитали мини-лекцию о том, какова роль воспитания детей в школе. А потом все призеры конкурса приняли участие в непростом разговоре с министром просвещения Ольгой Васильевой.
Как воспитывает школа
Каждый из них — не просто учитель, но и актёр, отлично владеющий свои голосом, умеющий привлечь внимание аудитории. Например, учитель географии из подмосковного Подольска Павел Красновид начал своё выступление со стихов Евгения Евтушенко: «Проклятье века — это спешка, и человек, стирая пот, по жизни мечется, как пешка, попав затравленно в цейтнот». Мы все время торопимся и в спешке порой забываем о главном — отношениях с близкими, важных духовных ценностях. Но такая забывчивость непростительна в отношениях с детьми. «Духовно-нравственные ценности, передаваемые в том числе педагогами школ, всегда были прочным фундаментом государства», — отметил Павел Красновид. Для решения этой задачи отлично подходит музейная педагогика, которая дает возможности для гармоничного развития личности учеников, считает учитель географии. Сейчас музеи, в том числе школьные, обретают новую жизнь и возможности.
Учитель биологии (которую он, кстати, ведёт на английском языке) из казанского лицея-интерната №2 Наиль Мирсаитов уверен, что воспитание — непрерывный процесс, который не может ограничиваться уроками и учебным годом. «Учитель должен быть авторитетом для учеников, и его главное миссия — служение детям, служение обществу. Мечтаю, чтобы мои ученики были успешными и счастливыми», — подчеркнул он. Учитель химии и, к слову, кандидат химических наук Вероника Романова считает, что важно научить детей самоопределению, ведь сегодня больше 80% выпускников выбирают вуз и профессию по принципу «куда хватит для поступления баллов ЕГЭ». Учитель русского языка и литературы Лариса Арачашвили посвятила свою лекцию изменению слова «воспитание» на протяжении столетий. «Ребенка невозможно воспитать, ограждая его от всего, лишая права нести ответственность за свои поступки. И пока мы не воспитаем себя как учителя, мы не сможем воспитать наших учеников», — считает она. Учитель французского языка гимназии №171 Санкт-Петербурга Марина Зезкова отметила, что педагоги воспитывают человека будущего, и для этого необходимо развивать социальное партнерство, которое «помогает решать образовательные и воспитательные задачи, расширяя круг общения участников образовательного процесса, позволяя получать необходимый опыт общения, взаимодействия и сотрудничества».
Дирижёр класса. Кто представлял Москву на конкурсе «Учитель года»?
Подробнее
Три принципа учителя
Кульминацией конкурса стал разговор с министром Ольгой Васильевой. Она отметила, что конкурс молодеет с каждым годом. «В этом году 85 человек представляли регионы нашей великой страны, 30 мужчин и 55 женщин. Средний возраст — 35 лет, самый старший участник — 51 год, большая часть — в возрасте от 30 до 40 лет, это творческий расцвет. И важно, что каждый день такие молодые прекрасные лица входят в класс, и дети встречают их, — отметила глава Минпросвещения. — Традиционно у нас в конкурсе участвуют преподаватели таких предметов, как история, русский язык и литература, иностранные языки. Я счастлива, что стало больше математиков, физиков, учителей технологии, есть учителя физкультуры, стало больше учителей, которые представляют начальные классы. Хотелось бы, чтобы их становилось больше. Это база, которая важна для нашей школьной жизни, для нашего школьного образования».
Дискуссия же началась с вопроса о том, как воспитание поможет нашей стране войти в число десяти мировых лидеров по качеству общего образования. И здесь уже учителям пришлось побыть в роли учеников. Ведь главная учительница страны не только внимательно слушала ответы педагогов на вопросы организаторов и пользователей соцсетей, но и комментировала, просила точнее выразить мысль, сама задавала вопросы.
«Дети должны быть заинтересованы в получении хороших знаний. В этой работе задействованы учителя: мы должны сформировать ценностные ориентиры для решения этой задачи», — считает Павел Красновид.
«Нас перевели в статус прислуги». Российские учителя — о своей профессии
Подробнее
Вероника Романова призвала задуматься о ценностных ориентирах молодого поколения и подчеркнула важность традиционного подхода к воспитанию, уточнив, что главное — это семейные ценности.
«Именно духовно-нравственные качества формируют личность наших детей: они первостепенны, и никакие открытия не сделают люди, которые не выстраивают свою жизнь на духовно-нравственных базовых интернациональных ценностях: доброте, уважении и толерантности», — заявил Наиль Мирсаитов.
Лариса Арачашвили напомнила, что воспитание — это то, что дает нам настоящего гражданина страны, «это скрепа всего государства, основа личности, гражданина».
Второй темой для дискуссии стали отношения учителей и родителей. Как педагоги выстраивают их, что для них важно. Например, Лариса Арачашвили отметила, что доступна для связи с родителями все 24 часа в сутки и всегда готова помочь родителям, если возникают трудности с ребёнком. И радуется, если семья ребёнка активно с ней взаимодействует. Значит, они не равнодушны.
Ольга Васильева предложила каждому из участников дискуссии назвать три принципа, определяющие отношения «учитель — родители».
Вероника Романова назвала достоверность информации, информированность родителей о жизни детей в школе и уважение друг к другу, Павел Красновид — открытость, искренность, сотрудничество, Марина Зезкова — внимание, объективность и готовность помочь, Лариса Арачашвили — доступность, доверие и открытость, а Наиль Мирсаитов — доверие, уважение и нацеленность на результаты ребенка.
Учителя скоро исчезнут? Верны ли прогнозы противников цифровизации школы
Подробнее
После этого министр просвещения поделилась с педагогами своими принципами. «Для меня три главных принципа — это обоюдное уважение, терпение и четкость выполнения обоюдных обязательств нашей совместной деятельности», — сказала Ольга Васильева.
Впервые конкурс транслировался в соцсетях, и зрители могли тоже задать вопросы учителям. Как сделать домашнее задание так, чтобы учителя были довольны, поинтересовались они. Лариса Арачашвили рассказала, что для неё главное — честность ученика. Если он работал сам, не списывал, тогда это будет оценено по достоинству. Педагоги также отметили, что если заинтересовать ребёнка темой, то проблем с домашними заданиями не будет: он всё выполнит с удовольствием, и результаты будут отличными.
А ещё пользователей соцсетей заинтересовало, с кем из знаменитых людей прошлых лет и ныне живущих они бы провели свой урок. Наиль Мирсаитов мечтал бы провести урок с японским исследователем Синья Яманака, открывшим стволовые клетки, Вероника Романова — с лауреатом Нобелевской премии Николаем Семеновым, Павел Красновид — с Михаилом Ломоносовым, Марина Зезкова выбрала Николая Цискаридзе, а Лариса Арачашвили — Михаила Нянковского, победителя конкурса «Учитель года» в 1994 году. Свой вариант ответ на вопрос дала и министр просвещения Ольга Васильева. Она бы хотела провести урок истории Отечества начала 30-х годов в обществе с поэтом Владимиром Маяковским. «Он не только поэт, которого я люблю читать, но и очень большая личность в истории нашего государства. А общение с ним можно построить через архивы, дневники, эпистолярное наследие», — призналась министр.
И в завершение беседы речь поговорили о том, какой главный урок преподнесли учителям их ученики. Каждый из участников вспомнил свой личный опыт и рассказал о нем коллегам. Для Ларисы Арачашвили главным уроком стало то, что дети помогли ей увидеть личность в каждом человеке и не оценивать их по предметным результатам. Наиль Мирсаитов стал доверять эмоциям, с которыми ребята приходят на урок, Марина Зезкова — подводить итоги работы своих учеников. Вероника Романова стремится давать знания нетрадиционно и интересно, а Павел Красновид именно благодаря детям понял, как надо учить.
Подводя итоги дискуссии, министр подчеркнула, что перед школой сегодня стоит много важных задач. Она выразила уверенность в том, что для работы современной школы очень важны педагоги-наставники, учителя с большим опытом, которые смогут многому научить молодых коллег.
«У любого учителя все будет замечательно при одном важном условии: если он учится, совершенствуется и если он — личность. Самое главное, чтобы вы уважали и ценили себя», — завершила Ольга Васильева.
Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2019» будет объявлен в Москве 4 октября, в День учителя, на торжественной церемонии закрытия конкурса в Государственном Кремлевском дворце.