Текст #000267

Только танкер пошел на рейд, победа над пожаром близка, ан нет — выясняется, что внизу люди, и судно приходится возвращать обратно. Оттого ситуация становится еще опаснее, напряжение растет. Затем происходит взрыв в одном из баков, появляется пробоина, танкер заваливается на борт. Спасительная пенная атака откладывается — чтобы провести ее, необходимо выровнять судно и т. д., и т. п. Порой создатели искусственно нагнетают напряженность. Грузовики свозят в порт из окрестных хранилищ пенообразующие вещества. На шоссе — авария: мощный панелевоз врезался в скалу, перегородил пожарным путь. Машины должны менять маршрут — теряется драгоценное время. Происшествия на дороге могло и не быть, оно изобретается в дополнение к катастрофе, и нарочитость изобретения налицо.
Буйство стихии в «фильме катастроф» словно плющом оплетается разного рода сюжетными линиями. В «Тревожном воскресенье» линии эти тривиальны и на основное событие, в сущности, не работают. Поначалу вырисовывалась, например, конфликтная ситуация: заместитель начальника пожарной охраны майор Истомин подал по начальству рапорт на своего командира подполковника Чагина, недовольный его методами. Истомин — буквоед, инструкции и предписания для него святы, а Чагин нередко от них отступает. Такой конфликт не новость и не находка. Точь-в-точь повторяется тут столкновение между капитаном Нечаевым и его преемником в «Семи часах до гибели». И так же, как там, конфликт спокойно рассасывается, когда идет борьба со стихией, авторы о нем благополучно забывают, а зритель ничуть об этом не сожалеет. Для борьбы конфликт не нужен, с нею ле связан, а потому выводится «за скобки».
Чагин «включен» еще в одну линию — у вего роман с сослуживицей, сержантом Крыловой. Сухарь Истомин в рапорте помимо прочего вменяет в вину начальнику и «служебный роман». Со временем авторы и к этой линии охладевают. Правда, Крылова порой мелькает на экране — словно для того, чтобы зритель помнил: у нее с начальником «отношения».
Можно упомянуть еще другие линии. Развитие основного действия ничуть от них не зависит. Пожар бушует сам по себе, романы и ссоры вяло развиваются сами по себе.
Прежде мы говорили о том, что в ряде фильмов детективная интрига часто пристегивается ж бытовому или нравоучительному сюжету.
В «Тревожном воскресенье» все наоборот: мотивы бытовые, нравоучительные на живую нитку приметаны к катастрофе, то есть к ядру сюжета. Она внушительно, экспрессивно снята. Подвешенные к вей гирлянды легковесны и тривиальны. Ядро подняло бы и что-то более значительное.

Фильмы, о которых шла речь, будто мечутся между двумя полюсами. Один — это «безотказные» ходы и приемы вриключенческого жанра. Другой — аксиомы социальной дидактики. Оба полюса никак ве уравновешиваются, не приходят к органичности, гармоничности существования. То один, то другой выдвигается на первый план, и тогда полюс альтернативный превращается в довесок. Если перетягивает нравоучительность, элементы детективные ощущаются вставными номерами. И обратно — при господстве приключенческого начала то же место занимает морализаторство. Прочное, стабильное равновесие не устанавливается, хотя кто усомнится в добрых намерениях кинематографистов? В шашки играть, увы, непросто. Только большие выигрыши и щедрые бонусы ждут тебя на https://furorcasinos.ru .